Главная / Блог / Обязательные нормы СанПиН к мебели в медицинских учреждениях

Обязательные нормы СанПиН к мебели в медицинских учреждениях

1Медицинской мебелью в медучреждениях пользуется как персонал, так и пациенты, включая больных с ограниченными физическими возможностями и инфекционными заболеваниями. В связи с этим такое оснащение необходимо отличать от бытового, строго соблюдая санитарные нормы и имея возможность поддерживать чистоту в поликлиниках, больницах и других учреждениях. По отношению к мебели, используемой в таких учреждениях, действуют обязательные нормы СанПиН и предъявляются определенные требования. Какие именно, рассмотрим в материале.

Требования, предъявляемые к медицинской мебели

Первое и главное требование, предъявляемое к мебели медицинского назначения – ее регистрация в Федеральной службе по здравоохранительному надзору (Росздравнадзоре). Чтобы изделие было внесено в соответствующий реестр, ей предстоит пройти клинические и технические испытания, получить оценку экспертов. Наличие регистрационного удостоверения Росздравнадзора свидетельствует о том, что мебель может эксплуатироваться в условиях любого медицинского учреждения.

Требования в отношении медицинской мебели регулируются двумя положениями СанПиН – 2.4.2.2821-10 и 2.1.3.2630-10 (требования к организации обучения в общеобразовательных учреждениях и к осуществляющим медицинскую деятельность организациям соответственно).

Медицинской мебели необходимо отвечать следующим нормам:

  • Безопасность. Наличие острых углов, травмоопасных элементов, жестких кромок должно быть исключено.
  • Функциональность, компактность, модульность. Мебель должна выполнять все свои функции даже в условиях ограниченного пространства небольших кабинетов и других помещений медицинских учреждений. Мебельные элементы должны друг друга дополнять, при необходимости – менять конфигурацию и хорошо сочетаться между собой. Это позволит выполнить рациональную расстановку, увеличив площадь полезного пространства.
  • Экологичность. Заключается в отсутствии вредных испарений, поэтому медицинскую мебель производят из нетоксичных, гипоаллергенных материалов.
  • Конструктивная простота. В мебели не должно быть мест, труднодоступных для санитарной обработки.
  • ТИПЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБОРУДОВАНИЯПрочность. Такую мебель обычно часто перемещают. Также в медицинских учреждениях бывает немало пациентов с большой массой тела и двигательными нарушениями, которые могут внезапно опуститься на кушетку или стул. Важно, чтобы мебель могла выдерживать высокие нагрузки.
  • Соответствие высоким гигиеническим требованиям. В условиях больниц, поликлиник, профилактических и лечебно-диагностических центров большое внимание уделяется дезинфекции поверхностей. В связи с этим мебель нужно производить из материалов, которые стойкие к частым обработкам при помощи моющих и дезинфицирующих веществ. Также изделия невосприимчивы к образованию плесени, гниению.
  • Простота эксплуатации. С использованием мебели не должно возникать проблем ни у персонала, ни у пациентов. Современные модели понятные в настройке, что позволит не тратить много усилий и времени на ее адаптацию к конкретным условиям эксплуатации или больному.

Медицинскую мебель изготавливают из материалов, стойких к механическому воздействию, ультрафиолету, паразитам, коррозии, дезинфицирующим средствам. С этой целью используют специальные виды пластиков, металлы, стекло, винилскожу и другие материалы, характеризующиеся высокой прочностью.

Перечень медицинской мебели, регламентируемой стандартами

Стандарты оснащения медицинских учреждений регламентируют список мебели для процедурных, консультационных, перевязочных, смотровых кабинетов, стационаров и операционных. К примеру, кабинет гинеколога кроме гинекологического кресла, ширмы, кушетки и лечебного оборудования обязательно комплектуется универсальным медицинским столом, отдельными шкафами для медикаментов и документов, модулем с одной или же двумя мойками.

Стулья пациента, мебель на ресепшн и в холлах необязательно должна быть медицинской. Но, действуют требования к наполнению зон общего пользования (например, к предназначенному для пациентов гардеробу). Также у находящегося внутри стационарного отделения поста медсестры должна быть мебель с регистрационным удостоверением.